Какая минимальная яркость нужна проектору (в темноте)? Требования к обслуживанию проектора. На какие параметры изображения может влиять качество полотна экрана

Во время покупки или при взятии на прокат проектора возникает проблема оптимального подбора его яркости. Яркость воспроизводимой картинки зависит от нескольких факторов - мощности лампы проектора, затемненности помещения и отражательных свойств полотна.

Аренда видеопроектора сопровождается выбором его яркости, которая измеряется двумя способами. Первый способ предполагает оценку по яркости ANSI. Этот способ определяет уровень светового потока, который излучает проектор, и измеряется в люменах. Данный показатель производитель обязательно указывает в параметрах проектора. Второй метод заключается в измерении отраженного светового потока от полотна и измеряется в единице foot-Lamberts (fL). Данный показатель зависит от свойств и размера отражательной поверхности и учитывается при индивидуальном подборе проектора.

Решив взять в аренду проектор необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • Количество зрителей. Чем больше зрителей будут смотреть изображение, тем больше требуется экран для комфортного просмотра. Большой экран означает большую рассеиваемость светового потока и уменьшению яркости изображения. Если планируется воспроизводить изображение на большом экране, то необходимо подбирать проектор большей яркости.
  • Уровень освещения в помещении. Проецируя изображение в темном помещении - яркость картинки получается очень высокой. Но существуют случаи, когда в помещении должно присутствовать освещение (конференция, собрание, презентация и т. д.). Наличие освещения в помещении снижает яркость картинки, что требует использование более мощного проектора.
  • Какой используется экран? Современные экраны обеспечивают отличное светоотражение, и их использование может помочь улучшить качество картинки для менее мощных проекторов. Но зачастую, во время проведения быстрых презентаций и докладов, проектор используется на неподготовленной поверхности (стене, шторе и т. д.). В этом случае требуется использование мощного проектора, который четко передаст картинку на любую поверхность.
  • Какую задачу решает проектор? Если проектор используется для демонстрации лекционного или обучающего материала, в котором присутствуют мелкие детали, то для четкой цветопередачи необходимо использовать проектор с большой яркостью. При демонстрации больших и объемных изображений (графиков, видео, фото) четкость картинки уже не так важна и может подойти менее мощный проектор.

Яркость проектора измеряется в люменах, и чем больше яркость - тем лучшая светопередача и четкость картинки в освещенных помещениях. Выбирая услугу "аренда проектора ", необходимо определится с яркостью проектора. По яркости проекторы делятся на 4 основных группы:

  • до 1000 люмен. Данная группа проекторов обеспечивают низкую светоотдачу и являются бюджетным вариантом. Проекторы используются в затемненных помещениях и при небольших размерах экрана.
  • от 1000 до 2000 люмен. Проекторы с такой яркостью хорошо подойдут для небольших презентаций и просмотров. Для комфортного просмотра помещение частично затемняется.
  • от 2000 до 4000 люмен. Обеспечивают достаточную яркость изображения в освещенном помещении. Проекторы подойдут для большинства больших заседаний, демонстраций и будут комфортны для большинства зрителей.
  • свыше 4000 люмен. Профессиональная группа проекторов, которая обеспечивает ультра яркую картинку. Проекторы используются для больших демонстраций, концертов, кинопоказов и т. д.

Выбирая проектор, не стоит ориентироваться только на яркость по системе ANSI. Существуют проекторы, которые обеспечивают отличную цветопередачу и при низкой яркости. На цветопередачу влияют и другие параметры, которые настраивает производитель. Арендуя или покупая проектор необходимо ориентироваться на месте его применения, освещении и количестве планируемой аудитории.

На картинке: яркий проектор успешно справляется с искусственным освещением

Начнем сразу с таблиц, а обоснуем далее. Если вы хотите узнать световой поток, требуемый от проектора для полностью затемненного домашнего кинозала, то посмотрите таблицу в . Это - скрижали, ниспосланные смертным компанией Stewart Filmscreen.

Если вам нужно рассчитать световой поток (яркость) проектора для офиса, учебной аудитории или других помещений, освещение в которых соответствует стандартам безопасности жизнедеятельности и позволяет комфортно читать и работать с документами, то просто умножьте 756 на желаемую площадь экрана в квадратных метрах. Вы получите требуемый световой поток в люменах. К примеру, для экрана площадью 1 м 2 нужно 756 люмен яркости. Ниже - полная таблица для различных диагоналей и соотношений сторон:

4:3 16:10 16:9
Диаг,
дюймы
Шир, см Выс, см Яркость, Лм Шир, см Выс, см Яркость, Лм Шир, см Выс, см Яркость, Лм
60 121,9 91,4 843 Лм 129,2 80,8 789 Лм 132,8 74,7 750 Лм
65 132,1 99,1 989 Лм 140,0 87,5 926 Лм 143,9 80,9 881 Лм
70 142,2 106,7 1147 Лм 150,8 94,2 1074 Лм 155,0 87,2 1021 Лм
75 152,4 114,3 1317 Лм 161,5 101,0 1233 Лм 166,0 93,4 1172 Лм
80 162,6 121,9 1498 Лм 172,3 107,7 1403 Лм 177,1 99,6 1334 Лм
85 172,7 129,5 1691 Лм 183,1 114,4 1584 Лм 188,2 105,8 1506 Лм
90 182,9 137,2 1896 Лм 193,9 121,2 1776 Лм 199,2 112,1 1688 Лм
95 193,0 144,8 2113 Лм 204,6 127,9 1978 Лм 210,3 118,3 1881 Лм
100 203,2 152,4 2341 Лм 215,4 134,6 2192 Лм 221,4 124,5 2084 Лм
105 213,4 160,0 2581 Лм 226,2 141,4 2417 Лм 232,4 130,8 2298 Лм
110 223,5 167,6 2833 Лм 236,9 148,1 2652 Лм 243,5 137,0 2522 Лм
115 233,7 175,3 3096 Лм 247,7 154,8 2899 Лм 254,6 143,2 2756 Лм
120 243,8 182,9 3371 Лм 258,5 161,5 3157 Лм 265,7 149,4 3001 Лм
125 254,0 190,5 3658 Лм 269,2 168,3 3425 Лм 276,7 155,7 3256 Лм
130 264,2 198,1 3957 Лм 280,0 175,0 3705 Лм 287,8 161,9 3522 Лм
135 274,3 205,7 4267 Лм 290,8 181,7 3995 Лм 298,9 168,1 3798 Лм
140 284,5 213,4 4589 Лм 301,5 188,5 4297 Лм 309,9 174,3 4085 Лм
145 294,6 221,0 4922 Лм 312,3 195,2 4609 Лм 321,0 180,6 4382 Лм
150 304,8 228,6 5268 Лм 323,1 201,9 4932 Лм 332,1 186,8 4689 Лм
155 315,0 236,2 5625 Лм 333,9 208,7 5267 Лм 343,1 193,0 5007 Лм
160 325,1 243,8 5993 Лм 344,6 215,4 5612 Лм 354,2 199,2 5335 Лм
165 335,3 251,5 6374 Лм 355,4 222,1 5968 Лм 365,3 205,5 5674 Лм
170 345,4 259,1 6766 Лм 366,2 228,9 6335 Лм 376,3 211,7 6023 Лм
175 355,6 266,7 7170 Лм 376,9 235,6 6713 Лм 387,4 217,9 6383 Лм
180 365,8 274,3 7585 Лм 387,7 242,3 7102 Лм 398,5 224,1 6753 Лм
185 375,9 281,9 8013 Лм 398,5 249,0 7502 Лм 409,6 230,4 7133 Лм
190 386,1 289,6 8452 Лм 409,2 255,8 7913 Лм 420,6 236,6 7524 Лм
195 396,2 297,2 8902 Лм 420,0 262,5 8335 Лм 431,7 242,8 7925 Лм
200 406,4 304,8 9365 Лм 430,8 269,2 8768 Лм 442,8 249,1 8336 Лм
205 416,6 312,4 9839 Лм 441,6 276,0 9212 Лм 453,8 255,3 8758 Лм
210 426,7 320,0 10325 Лм 452,3 282,7 9667 Лм 464,9 261,5 9191 Лм
215 436,9 327,7 10822 Лм 463,1 289,4 10133 Лм 476,0 267,7 9634 Лм
220 447,0 335,3 11331 Лм 473,9 296,2 10610 Лм 487,0 274,0 10087 Лм
225 457,2 342,9 11852 Лм 484,6 302,9 11097 Лм 498,1 280,2 10551 Лм
230 467,4 350,5 12385 Лм 495,4 309,6 11596 Лм 509,2 286,4 11025 Лм
235 477,5 358,1 12929 Лм 506,2 316,4 12106 Лм 520,2 292,6 11510 Лм
240 487,7 365,8 13485 Лм 516,9 323,1 12626 Лм 531,3 298,9 12005 Лм
245 497,8 373,4 14053 Лм 527,7 329,8 13158 Лм 542,4 305,1 12510 Лм
250 508,0 381,0 14632 Лм 538,5 336,5 13701 Лм 553,5 311,3 13026 Лм
255 518,2 388,6 15223 Лм 549,2 343,3 14254 Лм 564,5 317,5 13552 Лм
260 528,3 396,2 15826 Лм 560,0 350,0 14819 Лм 575,6 323,8 14089 Лм
265 538,5 403,9 16441 Лм 570,8 356,7 15394 Лм 586,7 330,0 14636 Лм
270 548,6 411,5 17067 Лм 581,6 363,5 15980 Лм 597,7 336,2 15193 Лм
275 558,8 419,1 17705 Лм 592,3 370,2 16578 Лм 608,8 342,4 15761 Лм
280 569,0 426,7 18355 Лм 603,1 376,9 17186 Лм 619,9 348,7 16339 Лм
285 579,1 434,3 19016 Лм 613,9 383,7 17805 Лм 630,9 354,9 16928 Лм
290 589,3 442,0 19689 Лм 624,6 390,4 18436 Лм 642,0 361,1 17527 Лм
295 599,4 449,6 20374 Лм 635,4 397,1 19077 Лм 653,1 367,4 18137 Лм
300 609,6 457,2 21070 Лм 646,2 403,9 19729 Лм 664,1 373,6 18757 Лм
305 619,8 464,8 21779 Лм 656,9 410,6 20392 Лм 675,2 379,8 19387 Лм
310 629,9 472,4 22499 Лм 667,7 417,3 21066 Лм 686,3 386,0 20028 Лм
315 640,1 480,1 23230 Лм 678,5 424,1 21751 Лм 697,3 392,3 20680 Лм
320 650,2 487,7 23973 Лм 689,3 430,8 22447 Лм 708,4 398,5 21341 Лм
325 660,4 495,3 24728 Лм 700,0 437,5 23154 Лм 719,5 404,7 22013 Лм
330 670,6 502,9 25495 Лм 710,8 444,2 23872 Лм 730,6 410,9 22696 Лм
335 680,7 510,5 26274 Лм 721,6 451,0 24601 Лм 741,6 417,2 23389 Лм
340 690,9 518,2 27064 Лм 732,3 457,7 25341 Лм 752,7 423,4 24092 Лм
Вопрос-Ответ:

В: 27000 люмен - парень спятил!
О: 27000 люмен - для помещения с очень ярким фоновым освещением и качественным изображением с контрастностью 5:1.

В: Если я посмотрю с близкого расстояния в объектив инсталляционного проектора яркостью от 10000 Лм, то я ослепну?
О: Может быть.

В: Можно ли взять более яркий или менее яркий проектор?
О: Можно, тогда вы получите контрастность изображения меньше или больше предложенного значения «5:1» (см. ниже). В принципе, больше - лучше.

В: Считается заявленная максимальная яркость проектора?
О: Считается реальная яркость в том режиме, в котором вы будете использовать проектор.

В: Откуда эти цифры?
О: См. ниже

Теперь сама статья...

Вопрос расчета яркости (светового потока) проектора - один из самых первоочередных, и в этой статье я попробую ответить на него по существу, предъявив таблицу рассчета светового потока для ярко освещенных помещений. Итак, для чего нам нужна яркость (световой поток, измеряемый в люменах)? Она нужна, чтобы заполнить большой экран качественным, разборчивым изображением . Чем больше яркость - тем больше экран при том же качестве изображения. При этом надо помнить, что, например, увеличение площади экрана в 4 раза означает, что требования по яркости возрастут в 4 раза, тогда как ширина и высота изображения увеличатся лишь в 2 раза.

А что в данном случае имеется в виду под «качественным» изображением? В освещенном помещении мы будем опираться на контрастность изображения, как показатель не просто красоты, но и разборчивости, но об этом - чуть ниже.

Забыл напомнить еще одну вещь, которая многих опечалит. Когда мы говорим о световом потоке проектора (яркости), нельзя забывать, что он обратно пропорционален точности цветопередачи. У каждого проектора есть «точные» и «очень яркие» режимы изображения. Как правило, также есть некий компромиссный вариант, традиционно именуемый «Презентация». Как правило, он на 20% менее яркий, чем самый яркий режим, но обладает заметно более правильной цветопередачей. С проекторами для домашнего кинотеатра все просто - в темноте надо выбирать точный и неяркий режим. В случае с проекторами для офисов и школ, которые работают в освещенном помещении, наиболее яркий режим у них может сильно разниться по качеству изображения. У одних проекторов он присутствует «для галочки», чтобы формально достичь заявленного светового потока, но ряд параметров качества изображения в нем будет ниже среднего, у других же моделей самый яркий режим может быть вполне «юзабельным», картинка - очень качественной и ее недостатки не будут бросаться в глаза в освещенном помещении. Есть и другие тонкости, такие как «цветовая яркость» и неполное соответствие указанных характеристик реальным (как правило, расхождение невелико). Но идея одна: иногда вы можете рассчитывать на каждый люмен заявленной производителем яркости проектора, а иногда - нет. Как знать наверняка? - Только читая обзоры. Но все же, из всех заявляемых производителем характеристик световой поток считается самой достоверной и легко проверяемой.

Итак, переходим к интересному:

Определение яркости проектора для освещенного помещения

В освещенных помещениях такой параметр современного проектора, как контрастность, совершенно не важен . Контрастность изображения создается разницей между яркостью освещения в комнате и максимальной яркостью проектора.

Освещенность стены или экрана при выключенном проекторе - это и есть «черный» экран, черный цвет. Белый экран - это, конечно, когда мы включаем проектор в самом ярком режиме, проецируем белый цвет на вышеупомянутую стену или экран и измеряем их освещенность. Контрастность изображения = освещенность2 (с проектором) / освещенность1 (без проектора). Освещенность экрана без проектора может в известной степени варьироваться, но, как правило, она будет где-то между 100 и 300 лк (Люкс). Именно такие цифры получатся в помещении, соответствующем нормам безопасности по освещению, в котором можно комфортно читать и работать с документами.

Раз мы знаем освещенность стены/экрана без проектора, то сможем узнать, какая нам требуется освещенность при включенном проекторе. Для этого нам надо знать желаемую контрастность изображения. Хотите иметь контрастность 4:1 - умножайте освещенность стены на 4 - вот такую освещенность и должен дать проектор для вашей задачи. Освещенность будет требоваться одинаковая при любом размере экрана. А вот световой поток проектора - разный. Чтобы дать одинаковую освещенность на 80-дюймовом экране и 130-дюймовом экране, нужен разный световой поток («Яркость»). Ибо световой поток = освещенность*площадь экрана.

А какая контрастность нам подойдет?

Для того, чтобы определить приемлемый уровень контратсности, я поставил экран в полностью освещенную комнату, как я уже говорил, в которой можно работать с документами и читать, согласно стандартам безопасности труда. Освещенность экрана, что удивительно, в разных его углах была от 127 до 257 лк, что не было заметно визуально. Средняя освещенность = 189 лк. Далее, с двух проекторов разной мощности в различных режимах проецировалась тестовая таблица:

Вот 4 фотографии, справа подписана полученная при этом освещенность, а также - контрастность, которая эта освещенность нам дает:

Фотография Освещенность
белого экрана, лк
Контрастность (освещенность/189)

687 3,6:1

1459 7,7:1

1761 9,3:1

2902 15,3:1

Обратите внимание, что по мере увеличения яркости проектора, камера, отстраиваясь по самому яркому участку, делает задний фон все темнее. На самом деле, фон один и тот же, - ярко освещенное помещение, в котором можно комфортно читать. Визуально изображения с контрастностью 7:1 и выше выглядят хорошо. Первое, с контрастностью 3,6:1 - так себе: читаемость ухудшена, но в целом приемлемо. Последние два варианта (9,3:1 и 15,3:1) выглядели очень здорово. Поэтому предлагаю взять в качестве нормы, или минимума, контрастность 5:1. Это будет качественное и читаемое изображение - не самое плохое и, пожалуй, именно с этой отметки начинается «хорошее» качество.

Итак, нужна контрастность 5:1, «1» - это 189 лк, изначальная засветка экрана фоновым освещением. «5» - это 5*189 = 945 лк. Это - нужная нам освещенность изображения, включая фоновую засветку, из которой проектор дает 945-189 = 756 лк.

Итак, вопрос: сколько мне нужно люмен, чтобы получить экран площадью x м 2 ?

Ответ: 756 * x люмен.

К примеру, 80-дюймовый экран. Это примерно 172 см x 108 см для разрешений WXGA и WUXGA (соотношение сторон 16:10). Площадь = 1,86 м2, требуемый световой поток проектора 756*1,86 = 1404 Лм!!!

Теперь можно вернуться к таблице в начале статьи!

Марат Габдрахманов

Много ли нужно знать, чтобы подобрать подходящий мультимедиа-проектор? На первый взгляд, вовсе нет - не таким уж большим числом параметров определяются возможности аппарата, а для их понимания вполне достаточно знаний в объеме школьной программы и элементарной компьютерной грамотности. Между тем, обратившись к любой проекторной базе данных, не специалист скорее всего сразу же столкнется с проблемой - просматривать все модели подряд бессмысленно, а для сужения зоны поиска нужно указать приемлемые характеристики: яркость, разрешение, массу, цену. С последними тремя все достаточно просто. Другое дело яркость, а точнее, мощность светового потока проектора, от которой, кстати, во многом зависит и его стоимость. Скажем, 1000 ANSI-лм - это много или мало?

Реальная контрастность изображения

Поразмыслив над тем, что является фундаментом для определения необходимого уровня светового потока проектора для разных приложений, нетрудно прийти к выводу, что этим самым фундаментом может служить только реальная контрастность изображения. Именно она в первую очередь определяет качество воспринимаемой глазом картинки и как исходный критерий годится для любых ситуаций.

Рис. 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Возьмем для примера самый обычный вариант применения проектора - компьютерную презентацию в офисе при искусственном или естественном освещении, т. е. в условиях внешней засветки. При использовании стандартного отражающего экрана для прямой проекции реальная контрастность изображения определяется простым выражением:

К = (Белое поле + Засветка) / (Черное поле + Засветка).

Белое поле - это измеренная в полной темноте освещенность участка экрана, на котором воспроизводится белый цвет (стандартный цвет фона в редакторе Word). Черное поле - аналогичным образом измеренная освещенность участка экрана черного цвета (цвет букв в редакторе Word). Засветка - освещенность экрана в реальных условиях проведения презентации при выключенном проекторе. Все эти величины измеряются люксметром (такие приборы имеются в продаже).

Для определения количественного критерия качества изображения автор выполнил небольшую экспериментальную работу в помещении “Лаборатории средств отображения информации”, воспользовавшись для этого проектором LG LP-XG2, люксметром, цифровой фотокамерой Olympus E10, регулируемым источником света и специальной тестовой картинкой, подготовленной в программе Excel.

При отсутствии внешней засветки освещенность белого поля тестовой картинки составила 480 люкс, черного - 12. Таким образом, реальная контрастность изображения оказалась равной К = 480/12 = 40 (для большинства современных проекторов можно принять оценку K = 50).

Это существенно меньше величины, указанной в техническом паспорте проектора, что не удивительно. Дело в том, что паспортная контрастность определяется соотношением уровней освещенности экрана при воспроизведении на всей его поверхности сначала белого цвета, а затем черного. При таком способе измерения исключается влияние светлых участков экрана на темные. Совсем иная ситуация складывается при проведении презентации: отраженные светлыми участками экрана лучи переотражаются стенами и потолком и частично засвечивают темные участки изображения, снижая его контрастность. Как на контрастность влияет внешняя засветка, наглядно демонстрируют данные, приведенные в табл. 1 и на рис. 1 .

№ фото Уровень внешней засветки, лк Суммарная освещ-ть белого поля, лк Суммарная освещ-ть черного поля, лк Контрастность Примечание
1 1700 2180 1712 1,27:1 -
2 900 1380 912 1,51:1 -
3 400 880 412 2,13:1 -
4 250 730 262 2,79:1 -
5 100 580 112 5,18:1 Приемлемый уровень внешней засветки
6 25 505 37 13,6:1 -
7 0 480 12 40:1 Полная темнота

Таблица 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Вполне приемлемый уровень контрастности для текстовой картинки составляет 5:1. Для комфортного просмотра презентаций с использованием тонких линий, полутонов, фотографий и видеофильмов он должен быть несколько выше. Оптимальный вариант - 10:1.

Внешняя засветка

Определив фундамент для расчетов и зная простую зависимость, связывающую освещенность экрана, его площадь и мощность падающего на него светового потока, несложно вычислить искомую характеристику проектора. Правда, для этого еще нужно уточнить, с каким уровнем внешней засветки приходится сталкиваться на практике. Почерпнутые из литературы и добытые экспериментальным путем данные сведены в табл. 2 .

ОСВЕЩЕН-НОСТЬ, лк ВНЕШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Менее 1 Темнота Эксперим. данные
1 Человек легко ориентируется в пространстве, различает препятствия. При переходе из ярко освещенного помещения требуется короткое время для адаптации Эксперим. данные
5 Легко читаются заголовки статей, показания наручных часов Эксперим. данные
10 Освещенность около свечи Справочные данные
15-20 Свет от сигареты на расстоянии 30 см Справочные данные
15-35 Свет в кинотеатре во время перерыва Справочные данные
50 Можно читать газету, но зрение напрягается Эксперим. данные
100 Длительное чтение утомляет глаза Эксперим. данные
300 Комфортные условия для чтения Эксперим. данные
400-500 Стандартное освещение офисов, библиотек Справочные данные
1000 Ясный день, за 1 час до заката Справочные данные
2000 Ясный день, через 1 час после восхода Справочные данные
25 000 Облачный летний день в 10 утра Справочные данные
65 000 Ясный летний день в 10 утра Справочные данные
100 000 Ясный летний день в полдень Справочные данные

Таблица 2. Реальные уровни освещенности

Выбор проектора

Теперь у нас есть все, чтобы составить таблицы для практических нужд. При этом можно выделить два подхода к выбору проектора. Первый предполагает установление минимальной необходимой мощности светового потока аппарата, исходя из приблизительной (или точной, с помощью люксметра) оценки освещенности в зоне установки проекционного экрана (см. табл. 3), а второй - обратные действия, позволяющие для доступного по цене проектора определить максимально допустимый уровень внешней засветки (см. табл. 4) и соответствующие меры по затемнению помещения. В обоих случаях придется сделать поправку с учетом многократно проверенного факта - реальный световой поток проектора составляет примерно 70% от указанного в паспорте.

Из таблиц видно, что при разумном выборе размеров экрана и места его размещения (освещенность вблизи экрана должна быть низкой) светового потока современных проекторов вполне достаточно для проведения презентаций или учебных семинаров. При этом нет необходимости покупать самый яркий и дорогой аппарат - лучше предусмотреть возможность затемнения помещения исходя из того, что при уровне внешней освещенности в 50 люкс и выше слушатели смогут не только следить за презентацией, но и делать записи или знакомиться с подготовленными для них печатными материалами. Следует также иметь в виду, что в отличие от офисов и гостиных оснащение больших помещений (лекционных аудиторий, конференц-залов) презентационным оборудованием неизбежно требует предварительной проектной проработки с привлечением специалистов. В этом случае и выбор проектора нужно доверить им.

Опыт нашей службы поддержки показывает, что очень немногие разбираются в проекторной технике. Если вы задумались о приобретении проектора , то наверняка встанете перед нелегким выбором. Тем, кто не сталкивался ранее с этим видом техники, сложно сориентироваться в огромном ассортименте, который предлагают магазины, и выбрать оптимальный проектор для конкретных целей. В этой статье мы расскажем об основных типах проекторов, а также о наиболее важных характеристиках проектора и помещения, на которые следует обратить внимание при выборе устройства:

  • Условия использования
  • Яркость
  • Качество цветопередачи
  • Контрастность
  • Разрешение
  • Способы установки
  • Разъемы и интерфейсы
  • Сетевой функционал
  • Ресурс лампы
  • Поддержка 3D
  • Требования к обслуживанию

Пост получился объемным, потому что мы постарались собрать всю информацию, которая может понадобиться при выборе проектора, в одном месте и разложить ее по полочкам.

Условия использования

Проекторы можно условно разделить на три класса по типу помещений, в которых они используются.

Основная масса проекторов — это устройства, предназначенные для работы в офисах, аудиториях и классах и прочих помещениях, в которых обычно присутствует свет . Задача таких проекторов — производить хорошее изображение, невзирая на искусственное освещение. Безусловно, свет можно и отключить, но способность проекторов для офисов и образовательных учреждений давать высокую яркость стала обязательным требованием. Такие проекторы часто называют «мобильными», поскольку их довольно легко переносить с места на место. Также для пободных целей предлагаются устройства, классифицированные по типам "проекторы для образования " или "проекторы для бизнеса "

Второй тип проекторов — это проекторы для домашнего кинотеатра , предназначенные для работы при выключенном свете. В этих условиях проекторам не требуется высокая яркость, зато хорошо заметны и очень ценятся точная цветопередача и высокий уровень контрастности.

Контрастность


Контрастность изображения — это отношение яркости белого к черному. К сожалению, далеко не всегда получается однозначно привязать реальную контратсность изображения к указываемой в спецификациях. В ярко освещенных помещениях контрастность не играет роли, поскольку «черные» участки изображения сильно засвечены и без участия проектора. Основная рекомендация для тех, кто берет проектор для ярко освещенных помещений — не обращать внимания на данный параметр, поскольку контрастность изображения будет определяться исключительно яркостью преоктора.

При выборе проектора для домашнего кинотеатра контрастность имеет первостепенное значение . Чем лучше помещение соответствует требованиям, предъявляемым к домашнему кинотеатру, тем меньше лишнего света падает на экран и тем ближе контрастность изображения становится к заявленной производителем контрастности самого проектора (которая была получена в лабораторных условиях).

В итоге, в домашнем кинотеатре максимальная яркость ограничена комфортным для глаз уровнем и не должна быть слишком высокой. В этих условиях, когда верхняя планка ограничена, контрастность проектора позволяет увеличить динамический диапазон, или количество градаций по яркости, которое проектор способен показать. Также, чем выше контрастность, тем в большей степени черный цвет похож на черный, а не на серый.

Параметр контрастности зависит от множества факторов, в том числе — от особенностей матрицы. К примеру, проекторы Epson для домашнего кинотеатра с технологией матриц «C2 Fine» позволяют добиться значительно более высоких уровней контрастности.

Еще один нюанс — это использование в проекторах автоматической диафрагмы — приспособления, которое снижает яркость проектора на темных сценах и обеспечивает более глубокий черный цвет. Данная функция крайне полезна, но ее эфект достигается при отображении темных сцен без ярких объектов. Такая контрастность называется «динамической», или «on/off» контрастностью, ее и указывают в характеристиках проектора, что может сбивать с толку. Это — еще один пример, почему указываемых производителями характеристик не всегда достаточно для понимания возможностей проектора.

При работе с темными сценами также проявляется различие в технологиях. К примеру, в сегменте самых недорогих проекторов одноматричные DLP устройства могут дать более высокую контратсность, которая будет сопровождаться заметным «эффектом радуги» (ярким цветным шлейфом при перемещении глаз по экрану) на темных сценах с контрастными объектами.

Баланс между яркостью и контрастностью

Если проектор используется дома или в организации, но при небольшом освещении , то такому проектору, как правило, достаточно 2000-2400 Лм максимальной яркости. В таких условиях в помещении достаточно темно, чтобы контрастность проектора заметно влияла на качество изображения, но света все еще достаточно, чтобы вы не смогли заметить разницу между самым дорогим проектором уровня High-End и проектором средней ценовой группы за $2000. Поэтому для слабо освещенных помещений нужен проектор с хорошей контрастностью, но не чересчур высокой.

Качество изображения

Мы уже говорили о цветовой яркости. Образно говоря, она позволяет оценить, получен ли белый цвет из смеси ярких красного, зеленого и синего, либо же эта смесь сильно разбавлена и на яркие цвета рассчитывать не приходится. Это — важная для покупателя информация, но она не дает понимания, смешаны ли цвета в правильных пропорциях и т.п. Как правило, в спецификациях проектора не найти параметра, который описывал бы цветопередачу — эту информацию можно почерпнуть только из обзоров. Тем не менее, перечислим кратко основные моменты, на которые в этих обзорах обращают внимание:


1. Баланс белого — он же — «цветовая температура». Правильный баланс белого достигается, когда при отображении серого или белого цвета изображение действительно абсолютно бесцветно. Глаз далеко не всегда может с достаточной точностью определить это, иногда можно принять синеватый цвет за серый, при сравнении с которым настоящий серый будет выглядеть желтоватым, поэтому профессионалы используют для измерений специальные приборы и методики.


2. Цветовой охват определяет, насколько насыщенные цвета проектор способен показать. Как правило, при тестировании проекторов замеряются характеристики красного, зеленого и синего. Считается, что проектор способен отобразить все цвета внутри этого треугольника. Цветовой охват, требуемый для большинства задач, от чтения страниц в интернете до просмотра Blu-ray фильмов, определяется стандартом «sRGB» и включает в себя 35% видимых человеком цветов. Хорошая новость в том, что стандарт этот довольно старый и многие проекторы обладают близким к нему охватом. В будущем можно ожидать, что с окончательным становлением формата 4K будет и новый стандарт для цветового пространства. Пока же, в некоторых дорогих проекторах в качестве бонуса предлагается расширенный цветовой охват с очень насыщенными цветами.


3. Гамма. Если вы берете проектор для офиса, то вам важно, чтобы темные объекты не оказались слишком темными, вплоть до неразборчивости, но если сделать их слишком яркими, то изображение будет неконтрастным. Если упрощенно, то правильная гамма — это когда проектор принимает команду «30% белый» или «70% белый» и отображает именно это, не завышая и не занижая яркость.

На самом деле, проектор просто должен показывать правильно каждый конкретный цвет: с правильной яркостью, правильной насыщенностью и правильным оттенком. Иногда даже широкий цветовой охват не гарантирует, что внутри этого охвата все правильно. Резюмируя данный раздел, я повторюсь, что оценку цветопередачи проектора нельзя почерпнуть из характеристик.

Разрешение

Наконец, один из главных параметров проектора — это его разрешение (количество пикселей, из которых состоит изображение). С одной стороны, чем выше разрешение — тем более четкой и детализированной будет картинка.

С другой стороны, разрешение обладает фиксированной формой экрана. К примеру, проекторы с разрешением 1024×768 (XGA) обладают соотношением сторон 4:3, а проекторы с разрешением 1920×1080 (full HD) — 16:9. 4:3 более квадратное, 16:9 вытянуто по горизонтали и является стандартным для форматов HDTV и Blu-ray, 4:3 благодаря своей форме удобен для просмотра документов и веб-страниц.


Выбор разрешения напрямую зависит от ваших задач и исходных материалов, которые вы планируете показывать. К примеру, для просмотра фильмов в full HD формате вам нужен full HD (1920×1080) проектор , который позволит не потерять детали в процессе преобразования в другое разрешение. В качестве бюджетного варианта можно использовать проектор с разрешением WXGA (1280×800, 16:10) . Формат WXGA, по большей части, заменил формат HD Ready (1280×720, 16:9), будучи приспособлен не только для кино, но и для рабочих задач. Это разрешение особенно актуально, если вы предполагаете, что зрители будут расположены далеко от экрана и в любом случае не обратят внимания на детали.

Если вы, к примеру, демонстрируете классу видео в формате DVD, то вам должно хватить даже разрешения 800×600 (SVGA, 4:3) . Этого же разрешения достаточно для большинства презентаций, хотя наиболее распространенными форматами в школах и офисах, все же, являются XGA (1024×768, 4:3) и WXGA (1280×800, 16:10) — на них можно работать с более мелкими объектами, такими как таблицы с данными. Если же вам необходимо работать с еще более мелкими деталями, то вам, как и большинству киноманов, необходимо разрешение 1920×1080 или более вытянутое по вертикали 1920×1200 (WUXGA, 16:10) .

Говоря о киноманах, стоит отметить, что последнее время стал появляться контент в формате 4K (4096×2160 и 3840×2160), поэтому уже появились проекторы категории High-End, поддерживающие такие разрешения. В этой ценовой группе также популярностью пользуется возможность проектора в реальном времени трансформировать изображение формата full HD в 4K (т.н. «улучшение разрешения»).

Многие проекторы для домашнего кинотеатра предлагают функционал, позволяющий сделать изображение визуально более четким, находясь в пределах имеющегося разрешения проектора. К примеру, у Epson такая функция называется «Super Resolution».

Установка и параметры помещения

Возможно, именно с этого стоило бы начать статью. У каждого проектора есть параметр, именуемый «отношение проекции», или «throw ratio», указывающий отношение расстояния от проектора до экрана к ширине экрана.

Проекторы с высоким проекционным отношением, называются длиннофокусными . К примеру, при отношении 2.0:1, проектор даст вам изображение шириной 2 метра с расстояния 4 метра. Хватает ли вам длины стен? Не находятся ли на расстоянии 4 метра от экрана объекты, делающие установку проектора в этом месте сложной?


Проекторы с небольшим проекционным отношением считаются короткофокусными . К примеру, Epson называет короткофокусными проекторы с проекционным отношением 0,55:1, тогда как другие производители иногда короткофокусным считают проекторы с отношением менее 1,5:1.

Быстрая установка

Иногда требуется в минимальные сроки развернуть мобильный экран и настроить изображение. Проектор при этом может оказаться расположен ниже необходимого уровня, например на тумбе, а не на столе. Если смотреть на экран под углом, не равным 90 градусам, изображение проектора искажается и вместо прямоугольного становится трапецевидным. Для быстрого исправления данной проблемы используется «трапецеидальная коррекция геометрии» («keystone»). Эта функция есть, пожалуй, у всех проекторов, и управлять ей можно прямо со встроенной в проектор панели управления. Помимо вертикальной, есть также и горизонтальная коррекция геометрии, позволяющая расположить проектор левее или правее относительно центра экрана. У большинства проекторов Epson имеется оба варианта, что автоматически делает доступной функцию «Quick Corner», которая позволяет корректировать форму экрана, меняя положение его четырех углов.

Многие проеткоры оснащены автоматической вертикальной коррекцией геометрии.

У некоторых проекторов Epson имеются дополнительные функции, упрощающие установку. «Screen Fit» позволяет определить экран по черной рамке и мгновенно скорректировать геометрию единственным нажатием кнопки. «Focus Help» позволяет идеально сфокусировать объектив, не бегая от проектора к экрану.

Безусловно, упомянутые функции приводят к некоторому ухудшению четкости изображения, но не до такой степени, чтобы они изображения значительно потеряли привлекательность, а текст — читабельность.

Разъемы и интерфейсы

В стандартный набор разъемов большинства проекторов входят HDMI- и VGA-интерфейсы. Оба позволяют без проблем принимать сигнал до 1080p. Правда, если вы хотите показывать 3D в формате Blu-ray 3D, потребуется HDMI версии 1.4 или выше.


У большинства проекторов, кроме инсталляционных и домашних премиум-класса, имеется встроенный звук. В большинстве случаев речь идет об одном динамике с мощностью от 2 до 16 Ватт (чем больше — тем громче). Если у вас нет под рукой внешней звуковой системы, то передать звук на преоктор вы сможете либо вместе с видео по HDMI, либо отдельно, для чего потребуется разъем Audio In. В свою очередь, аудио вход может быть как RCA (тюльпан), так и 3,5мм миниджек, как у наушников. Проекторы для образования могут также оборудоваться микрофонным входом.

Ряд проекторов обладает выходными разъемами VGA и аудио (VGA Out, Audio Out), позволяющими передать сигнал дальше, на другие устройства, позволяя проектору работать в роли разветвителя. USB разъемы могут играть различные роли:

  • Подключение документ-камеры
  • Подключение USB носителей
  • Передача с компьютера видео и звука
  • Передача на компьютер сигналов мыши (с кнопок пульта или у интерактивных преокторов)

В общем, с USB функционалом зачастую бывает не разобраться, не прочитав инструкцию. К приемру, если поддерживается подключение внешних носителей, то какие форматы файлов проектор способен воспроизводить? USB входы могут быть тоже различных форматов — Type A (как у флешек), Type B (как у принтеров), mini-USB.
В образовании могут быть востребованы старые разъемы, такие как RCA (Тюльпан) и S-Video.
В инсталляционных проекторах популярностью пользуется интерфейс HDBaseT, позволяющий передавать видео и другую информацию на большие расстояния с помощью дешевого сетевого провода cat5/6.

Сетевой функционал

Подключив проектор к сети организации, можно решить две задачи: первая — удаленное управление проекторами и мониторинг их состояния с помощью специального программного обеспечения. Вторая — использование проектора в качестве общего и передача на него изображения через сеть.


Также существует возможность проецирования через беспроводную сеть с мобильных устройств. Подробнее — см. «Сетевые возможности проекторов Epson ». Еще один вариант подключения мобильных устройств — через интерфейс HDMI с поддержкой MHL. Этот вариант подключения позволяет дублировать на проекторе экран мобильного устройства (если оно поддерживает MHL).

Ресурс лампы

Производители всегда публикуют оцениваемый ресурс используемой в проекторе лампы. Сам проектор может использовать лампу в «обычном» либо «экономичном» («Эко») режиме. Яркость последнего, как правило, бывает ниже примерно на 20-30%, зато это приводит к более долгому сроку работы ламп. Также у многих проекторов Epson имеется функция «A/V mute», которая позволяет прерывать презентацию на время, не выключая проектор. В этом режиме лампа временно затемняется уже на 70%. У современных проекторов, особенно тех, что используются в образовании и бизнесе, стоимость замены лампы не очень высока, но ее все же приходится иметь в виду, особенно — при закупке партии проекторов.

Позитивно влияет на ресурс оампы наличие воздушного фильтра, исключающее попадание на лампу пыли. Кстати говоря, система охлаждения и режим, в котором используется лампа, влияют и на шумность проектора. Особенно важно принимать данный параметр во внимание в небольших помещениях и комнатах.

Поддержка 3D

При отображении 3D с компьютера необходимо быть уверенным, что проектор поддерживает тот формат стереопары, который вы на него отправляете. Пример форматов — «сверху-снизу», «бок-о-бок», «frame packing». Для отображения 3D Blu-ray дисков необходим интерфейс HDMI версии начиная от 1.4.

3D в той или иной степени поддерживается многими проекторами, хотя наилучшее качество дают устройства, специально спроектированные для этой задачи . Любая 3D технология работает за счет того, что от каждого глаза скрывается не предназначенное для него изображение. К примеру, активные очки по очереди закрывают то левый, то правый глаз LCD экраном. Это приводит к многократному падению яркости 3D изображения, что и является основной проблемой любой 3D системы. Благодаря сочетанию изначально высоких максимальной и цветовой яркостей самого проектора и 480-Гц технологии активных очков Epson, позволяющей сократить временные интервалы, во время которых закрытыми оказываются обе створки, 3D проекторы Epson обеспечивают более высокую яркость 3D изображения, делая его ярким и живым.

Другой пример решения, изначально спроектоированного для 3D —система Epson EB-W16SK , состоящая из двух спаренных проекторов EB-W16. В отличие от обычных проекторов, в ней используется не активная, а пассивная 3D технология очков, основанная на поляризационных фильтрах. Хотя система EB-W16SK стоит дороже отдельного 3D проектора, а пассивная технология требует приобретение специального экрана, эффект значительной экономии достигается за счет покупки дешевых пассивных очков (активные очки обойдутся вам от $100). По этой причине EB-16SK является отличным выбором в случаях, когда необходимо демонстрировать 3D целому классу. И это — не говоря о значительно более ярком изображении, получаемом от спаренных проекторов.

Требования к обслуживанию проектора

Напоследок расскажем о таком важном компоненте проектора, как пылевой фильтр. Многие производители заявляют, что в их проекторах нет фильтров, которые требуют чистки и замены, а значит — нет ещё одного расходного материала. Но они умалчивают о том, что наличие фильтра от пыли помогает продлить срок службы проектора и избежать больших расходов на ремонт. Для сравнения, проекторы DLP можно чистить от пыли только в сервисной службе за деньги, а прочистить съёмный фильтр у проектора 3LCD может любой желающий в домашних условиях. Чистить фильтры следует не реже, чем раз в три месяца.

Вместо вывода

Надеемся, что, учтя все рекомендации из данного поста, вы сможете сделать правильный выбор, и тогда проектор не только поможет вам в работе, но и доставит немало радости, хорошего настроения и незабываемых впечатлений от просмотра кино и игр на большом экране.

Чтобы получился хороший чай, нужно больше заварки, а чтобы проектор был ярким, необходимо ставить мощные лампы.

Для всех проекторов, работающих в освещенном помещении главным критерием является яркость изображения. В спецификациях проекторов эта характеристика называется "световой поток" или "brightness", и измеряется в люменах "лм" или "lm".

Реальная яркость проекторов при точном измерениии специальными приборами по специальной ANSI методики, никогда не совпадает с приведенной в спецификацях. Это несовпадение иногда находится в пределах точности измерения +-10%, но значительно чаще отличается на 50-100%.

Для тех, кто торопится, даем реактивный совет - сравнивая проекторы - сравнивайте мощность ламп, а не люмены в спецификации.

Такой подход позволит отсеять "рекордсменов", но если стоит задача найти реально яркий проектор для большого экрана, то, к сожалению, придется продолжить чтение нашего эпоса, или сразу позвонить 495 748-34-07.

Существует несколько причин объясняющих несовпадение реальной и заявленной яркости.

Маркетинговые причины.

Первая причина . Естественно хочется, чтобы проектор был ярким, но стоил недорого. Следствие такого желания – цена остается на прежнем уровне, а в спецификации яркость растет. Моральное оправдание таким действием – "так делают все". Вас, как бы приглашают в игру, когда цифры яркости имеют словесное значение «яркий», «очень яркий», «самый-самый очень яркий». Игра бесплатная, так как такой «самый-самый» яркий светит ровно настолько, насколько дешево он стоит, т.е. дополнительных денег за яркость проектора с вас никто не взял. Критически неприятной такая игра становится в случае, когда вам действительно нужен яркий проектор, а не слабое утешение, что он достался почти даром.

Вторая причина . У проекторов, кроме яркости, есть другие важные характеристики, и не всегда можно понятным языком быстро объяснить покупателю значение дополнительных возможностей (специальные соединения, алгоритмы обработки изображения, качественная оптика и т.п.). Значительно проще написать, что более совершенный проектор просто ярче. Именно так в линейках проекторов у всех производителей появляются серии близнецов с лампами одинаковой мощности, но как бы разные по яркости.

Технологические причины

Изначально в проекторах использовались только LCD дисплеи. Они очень чувчтвительны к температуре и выгорают примерно за 4000-6000 часов работы проектора. Выгорание LCD микродисплеев в мультимедийных проекторах послужило главной причиной лавинообразной смены технологий, и именно поэтому большинство (а среди мощных абсолютное большинство) современных проекторов используют DLP технологию с микрозеркальными (DMD) термостойкими металлическими дисплеями.

Внедрение DLP технологии принесло не только решение 10-кратного увеличения срока жизни микродисплеев, но и проблему яркости проекторов. В отличие от LCD в DLP проекторах появилось два режима яркости - цветной и черно-белый. В черно-белом режиме используется 100% мощности лампы, а в цветном не более половины. Это связано с тем, что в DLP проекторах установлено не три, а один микродисплей, и цвета (красный, синий, зеленый) направляются на экран по очереди, так что в глаз зрителя попадает в три раза меньше фотонов.

Проблема, как бы ясна, и ее решение очевидно даже неспециалисту - нужно ставить более мощные лампы. Но! ....... в спецификациях (описания проекторов) существует только одна строка для яркости, и именно это послужило великим искушением для производителей проекторов, чтобы в эту строку записать не привычную с "LCD-времен" потребителю цветную яркость, а яркость на чисто белом цвете. Соблазн сделать это очень подогревался неосведомленностью покупателей в этих технических тонкостях и привычкой выбирать проектор по соотношению цена/яркость.

Замечают ли покупатели проблему завышения яркости

Конечно, замечают, и в первую очередь те, кто меняет старый проектор на новый.. Согласитесь, что трудно не заметить двойное падение яркости, если, например, несколько лет хватало светового потока 2000 люмен, а с новым проектором той же яркости (по спецификации) не хватает.

Очень болезненно эту проблему заметили и инсталляторы. До недавнего времени было очень выгодно устанавливать в больших залах мощные LCD проекторы, так как потом можно было неплохо заработать на регулярных чистках проектора каждые 100 часов и ремонтах по замене выгоревших поляризаторов и ЖК-дисплеев. Хорошая жизнь закончилась, когда проекторы стали популярны в барах и ресторанах, где табачный дым моментально выводил из строя поляризаторы, и заказчики стали удивляться, почему им каждый год приходится покупать новый проектор. Попытки заменить LCD-проектор со световым потоком 3000 люмен на DLP-проектор такой же яркости (по спецификации) заканчивались плачевно - клиент не понимал никаких объяснений о новизне технологии, если видел более блеклое изображение. Ситуация казалась безвыходной, но решение было найдено.

Как решили проблему с яркостью в DLP-проекторах

В качестве первого решения проблемы с яркостью DLP-проекторов была использована уловка с разбавлением цветного изображения белым светом. Во всех офисных DLP-проекторах в фильтре, окрашивающем свет лампы, есть прозрачный белый сектор. Это позволило вдвое увеличить яркость, при некоторой потере цветности. Такое решение полностью удовлетворило марки, продвигающиеся на рынке "низкой ценой". Марки работающие "на репутацию" добавили в управление проектором возможность отключения белого сектора фильтра. Некоторые, как, например Sharp, установили даже многоступенчатую возможность отключения прозрачного сектора.

Следующий шаг по увеличению яркости решался путем увеличения мощности ламп и увеличение их количества.

Самым продуктивным шагом явилось создание двухламповых DLP-моделей. Только использование одновременно мощности двух ламп позволило реально перешагнуть барьер 3000 люмен для одночиповых DLP-проекторв. В этом направлении принципиально продвинулись две компании. Компания Panasonic создает профессиональные проекторы. Компания Sharp преуспела в выпуске проекторов бизнес класса. Большинство остальных марок производят проекторы эконом-класса с теми или иными упрощениями для снижения цены.

Проблемы яркости, о которых, пока, не успеваем написать

  • почему в проекторах для домашнего кинотеатра указана разная яркость, они имеют разные по мощности лампы, а видимая яркость у всех одинаковая?
  • почему в описаниях всех светодиодных (LED) проекторов написано, что они могут создавать изображение 80-100" по диагонали (150-200см ширина), а реально яркости нехватает даже на размер писчего листа бумаги?